НАСЕЛЕНИЕ БАТУРИНА ВО ВРЕМЯ "РЕЗНИ": ПРОБЛЕМА ПОДСЧЁТОВ (начало)

Население Батурина: исходные данные для расчётов масштабов «резни» и «методология» С. О. Павленко или

Кого и за что должны были драгуны Меншикова резать?

 

(Серия «Мифы Украины: "Батуринская резня"»)

 

В основе мифа о «батуринской резне» лежит идея, что в ходе штурма батуринской крепости были зверски убиты все местные жители, что в современных условиях является преступлением против человечности и может быть приравнено к этническим чисткам. И поскольку их убийство «мазепинцы» причисляют к геноциду и соотносят с «голодомором 30-х годов», будет полезным выяснить: сколько же человек погибло во время штурма Батурина и после него? Сколько в нём было сердюков и казаков, а также местных жителей? Сколько всего было в Батурине мещан? Кем они были? Как относились к русским и гетману? Чью сторону в войне поддержали? 

И здесь знаковые, хотя и разные цифры в своё время озвучил В. А. Ющенко. «15 тыс. украинцев положили там! – восклицал на одной из встреч с журналистами тогдашний президент Украины. – Так мы их уважаем или нет?» [Цит. по: 1]. Естественно, уважение предусматривало, что надо верить всему, что говорят про «батуринскую резню» «мазепинцы». Правда, за три года до этого, будучи ещё кандидатом в президенты, В. А. Ющенко во время установления поклонного креста в Батурине, заявил, что «мы живем в стране, где 21 тысяча погибших никого не удивляет. Аморально, что до сих пор нет ни одного памятника невинно убиенным» [2].

При этом, В. А. Ющенко никогда публично не говорил о десятках тысяч не захотевших стать в одночасье украинцами русинов, замученных в концлагерях Талергоф и Терезин [3], и аморальности их забвения. А также не был замечен в возложении венков к монументам жертвам «воякив» УПА, которые, зверски убивая мирных жителей Украины, боролись за её независимость. Тем более - в установлении им памятников. Хотя их погибло гораздо больше. Не упоминал он и жителей десятков сёл и городов, уничтоженных шведскими «европеизаторами» во время Северной войны. При этом у него хватало простоты, а может, даже и наглости просить Европу и особенно Польшу помочь убедить Украину, что ей нужен Бандера, мотивируя это желанием вернуть польских «политиков к их собственной истории» [4]. Так что моральность его – строго избирательная и созвучна упомянутой им аморальности.

Впрочем, экспертом по «батуринской резне» В. А. Ющенко никто никогда не считал. Поэтому и путаница его по данному вопросу – простительная. Всё-таки бухгалтерское образование не даёт права профессионально заниматься историей. Да и политикой – тоже. Хотя и может иметь отношение к статистике. И поэтому его персональная история – другим урок, который, возможно, позволит украинцам в дальнейшем ошибаться реже и быстрее свои ошибки исправлять.

 Но вернёмся к заявленной теме. И если принять называемые украинскими историками цифры за основу, то штурм Батурина и его последующий разгром становится событием, в ходе которого были понесены самые значительные потери в Северной войне. Ведь в Полтавской битве с обеих сторон погибло около 13,5 тыс. человек, в битве при деревне Лесной — около 9 тысяч, а в битве под Нарвой 1700 года — примерно 9–11 тыс. человек [См.: 5]. А применительно к Батурину, например, Б. Сушинский называет число жертв в 21 тысячу погибших [6].

Так что вопрос о численности населения и гарнизона пока остаётся открытым. Что же предлагают «мазепинцы» на этот счёт? «Итак, сколько же людей погибло в огне 2 ноября 1708 г.? – задаётся вопросом С. О. Павленко и сам же на него отвечает. - Ответ на этот вопрос можно дать, проанализировав описание Батурина, сделанное в начале 1726 г. согласно царскому указу от 3 декабря 1725 г.» [7]. И он попытался подсчитать население гетманской резиденции в 1708 году, сопоставив списки присяжных книг 1654 года, перечислявших тогда 635 дворов в Батурине, данные переписи податных дворов Батурина 1666 года (365 дворов) и опись 1726 года (около 647 дворов). Однако, его вывод, что гетманская столица к 1708 году якобы насчитывала уже 1100-1200 дворов [См.: 8], не выходит за пределы гипотезы и не может считаться убедительным. Тем более, что в последних работах его логика и цифры были слегка подкорректированы. В результате чего у С. О. Павленко уже можно встретить такие тексты: «Если по переписи 1654 года в Батурине было 360 казацких дворов, в 1666 г. — до 460, то по описанию 1726 г. только 105 дворов. Таким образом в пламени 2 ноября 1708 г. явно погибло 355 семей казаков» [9].    

Однако, почему? В 1654 году в Батурине было 635 дворов. Но в 1655 году из-за большого пожара весь город сгорел. По переписи 1666 года в нём было уж 365 дворов. Мог ли Батурин увеличиться до 1100 дворов, как считает С. О. Павленко, при учёте, что он представлял собой административный центр и военную крепость, а не экономический центр? Сомнительно. И расчеты С. О. Павленко в этом не убеждают. Сколько же тогда могло быть к 1708 году дворов в Батурине? С учётом того, что большинство размещённых в нём усадеб занимало от 600 до 1000 м², на территории в 70 гектар могло располагаться не более 700-900 дворов. А если принять в расчёт ещё наличие административных зданий, складов, магазинов, улиц и площадей, численность подобных дворов-усадеб вряд ли превосходила 500. Но Павленко с этим не согласен. «Население его [Батурина – А. С.] по всем признакам на начало ХVIII века максимально выросло до 7—8 тысяч» [10], - убеждён С. О. Павленко. Но «все признаки», которые он пытается привлечь и рассмотреть по данному вопросу, носят исключительно косвенный и предположительный характер. Однако, исходя из имеющихся данных, более вероятно, что численность гражданского населения Батурина составляла около четырёх тысяч человек.

А чтобы было понятно, исходя из каких данных и каким образом украинский журналист делает свои вычисления, рассмотрим несколько образчиков  рассуждений С. О. Павленко, благодаря которым он выводит те или иные цифры, необходимые ему для доказательства того, что на самом деле не может выйти за пределы обычных предположений. При этом мы специально выделяем жирным шрифтом те слова, которые указывают на вероятностный характер «дискурса» очередного «гомера» нашей украинской «Трои», подводя его к якобы бесспорным выводам. «Описание не указывает количество людей во дворах. Бесспорно, после 2 ноября 1708 года они имели гораздо более низкую насыщенность, чем в среднем по Гетманщине. Ведь в больших семьях могло остаться вместо 10—15 человек 1—2 члена семьи… Если допустить, что в каждой семье, которая осталась после погрома, спаслось в среднем по 3 человека (что маловероятно) и это составляло 1233 батуринца (411 дворов х 3), то итоговая цифра потерь все равно поразительная — 5800 — 6700 жителей (7— 8 тысяч жителей Батурина до 2 ноября 1708 г. минус только 1233 тех, кому удалось спрятаться, убежать)» [11]. Однако, на чём основана его «бесспорно»? И правильно ли «допустить» то, что «маловероятно»? Тем более, что С. О. Павленко оперирует ещё более маловероятными вещами и основаниями. Однако, украинский журналист над этим совсем не задумывается. А зря.    

И потому типичным является и другое его «высосанное из пальца»  рассуждение: «Таким образом, из 7,5—8-тысячной засады гетманской столицы не погибло только 300 сердюков и, будем считать, 1000 казаков Прилуцкого полка, какая-то часть воинов других полков, всего 1300—1800 человек. Следовательно, общие потери батуринского гарнизона составляли 5—6,5 тысяч человек» [12]. Иными словами, мы не знаем, сколько было людей, но уверены, что их было столько, сколько нам надо для доказательства нашей правоты. У нас нет никаких точных данных об этом, но вера в свою правоту даёт нам право заявлять то, что мы считаем нужным, настаивая на его безоговорочной истинности. Мы не в состоянии заявленное нами доказать, но убеждены, что тот, кто сомневается в наших утверждениях, является тайным или явным врагом Украины.    

Кстати, надо сказать, что у непросвещённого и доверчивого читателя в таких рассуждениях особенно впечатляет точность в цифрах. Однако, она вынуждает нас вспомнить известное изречение Марка Твена о том, что «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» [13]. При этом, заметим, что Марк Твен не был знаком с украинской статистикой, которая, судя по всему отличается особой точностью. Тем более, когда речь заходит о «батуринской резне» или голодоморе. Так что, как видим, С. О. Павленко оперирует крайне приблизительными вероятностями. Точнее, предположениями, вытекающими из других предположений, которые он сумел так виртуозно обложить всевозможными цифрами, что создалось впечатление их максимальной точности и обоснованности.  

Причём, возможно, чувствуя, насколько его выводы неубедительны, С. О. Павленко ищет поддержки у таких же «счетоводов», как и он. «Наши подсчеты совпадают с сообщениями английских газет, которые пользовались информацией царской главной квартиры над Десной за 16 ноября 1708 года, - пишет он, апеллируя к источникам, которые, по его мнению, должны вызвать у современного читателя абсолютное доверие, хотя сам он журналист и с принципом ДЕЛАНИЯ новостей работниками СМИ знаком не понаслышке. - «Лондон Газетт» 29 декабря 1708 года писала, что А. Меншиков в Батурине «засаду... в количестве шести тысяч приказал вырезать». Он же, как пишет «Дейли Курант» (3 января 1709 года), «после взятия приказал вырезать пять—шесть тысяч казаков» [14].

Однако с каких пор газеты считались источником проверенной объективной информации? На этот счёт сразу вспомнилось впечатление автора этих строк от работы в архиве с прессой времён начала революции 1917 года, где в одной из газет под разделом «Слухи» было написано, что по слухам царь вместе со своей семьёй отправился в Ливадию. Мы знаем, что на самом деле это было не так, поскольку почти сразу после отречения царская семья по решению Временного правительства оказалась под домашним арестом. Но автор сообщения и редакция газеты, по крайней мере, отдавали себе и другим отчёт в том, что речь идёт только о слухах. У нас же совсем иная история. У нас батуринским слухам следует безоговорочно верить. Иначе кто-то не поймёт, примет на свой счёт и обидится. 

Как видим, согласно своей методике, С. О. Павленко находит подтверждение своим сомнительным и явно недоказуемым подсчётам в ещё более недостоверных источниках. В газетах. Или у таких же «заинтересованных» свидетелей и историков, как он сам, располагающих информацией, полученной из вторых или третьих рук, исходный источник которой неизвестен. А её, в свою очередь суммирует или умножает на другую, такую же недостоверную информацию, которая даёт ему желаемую статистику, ничего общего с научно проверяемыми данными не имеющую. «Прибавляем к этим войсковым цифры 6—6,5 тысяч мирных горожан, где-то 1000 жителей из окружающих сел (берем по минимальному расчету) и получаем в целом 11—14 тысяч жертв, - рассуждает С. О. Павленко. - Это количество совпадает с оценками И. Борщака и Р. Мартеля, которые называют цифру 15000. Важным подтверждением вышеприведенных подсчетов является сообщение английского посла Чарльза Витворта, который информировал из Москвы о потерях мирного населения в Батурине: "Зарезано жестоко шесть тысяч человек, невзирая на возраст и пол"» [15].


Литература и примечания     

1. Скворцов К. К годовщине Батуринской комедии [Электронный ресурс] / К. Скворцов. – Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=110769

2. Там же.

3. Талергоф и Терезин - концентрационные лагеря, созданные властями Австро-Венгерской империи в начале Первой мировой войны, куда были депортированы по доносам поляков и украинофилов жители Галиции и Буковины, считавшие себя русинами или симпатизировавшие России

4. Ющенко пишет в Европарламент письмо о Бандере [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vlasti.net/news/82750

5. Кочегаров К. А. Измена И. Мазепы и политика русского правительства на Гетманщине [Электронный ресурс] / К. А. Кочегаров. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/40241.php?PRINT=Y

6. Сушинський Б. I.  Гетьман Мазепа: повернення  до Батурина. Роман-есе / Б. І. Сушинський. Одесса, 2001. -  С. 38.

7. Павленко С. О. Иван Мазепа [Электронный ресурс] / С. О. Павленко. – Режим доступа:  http://krotov.info/libr_min/16_p/av/lenko_06.htm

8. Павленко С. «Тот город со всем сожгли» Батуринская трагедия 1708 г.: факты и домыслы [Электронный ресурс] / С. Павленко. – Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/192545/

9. Павленко С. Штурм Батурина: новые подробности и старые схемы [Электронный ресурс] / С. Павленко. – Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/256661

10. Павленко С. «Тот город со всем сожгли» Батуринская трагедия 1708 г.: факты и домыслы.  

11. Там же.

12. Там же.

13. «There are three kinds of lies: lies, damned lies, and statistics» (англ.). Изречение, которое Марк Твен в «Главах моей биографии» приписал английскому премьер-министру Б. Дизраэли.

14. Павленко С. Не батуринская комедия, а трагедия! [Электронный ресурс] / С. Павленко. – Режим доступа:  http://chernigiv.info/ru/index.php?module=pages&act=page&pid=1626

15. Павленко С. Ук. соч.


 

 

hr


Регистрация

Свежие заметки

К огда-то давно прочитал книгу "Устами американцев", которая представляет собой сборник признаний солдат и офицеров армии...

...

  Оказывается, даже Ротшильд в шоке и растерянности от того, что сейчас происходит в мире, где финансовый сектор с его...

...

  Оказывается, даже Ротшильд в шоке и растерянности от того, что сейчас происходит в мире, где финансовый сектор с его...

...