Болезнь украинского проекта: психологический аспект

 

    Если в соответствии с духом и требованиями постмодерна переплавить ощущения женщины на страну, у нас, благодаря украинской писательнице О. Забужко, появится шанс понять нечто, что на Украине тщательно скрывается – женская сущность её требует слияния даже тогда, когда она кричит об обратном: «на кой черт было родиться … с этой блядской зависимостью, заложенной в тело, как бомба замедленного действия, с потребностью перетапливаться во влажную, хлюпающую глину[1], вмятую в поверхность земли (снизу, всегда любила снизу, распластанной на спине: только так и забывалась полностью, сливаясь с ритмом собственных клеток с огненной пульсацией мировых пространств…)»[2].      

И хотя сравнение Украины с «храмовой проституткой»[3], возможно, является некоторым преувеличением[4], нечто взывает в ней погружёнными в крик строками: «Ты женщина. Вот грань твоя. / Твой месяц спит блесною серебристой. / Как пряность с кончика ножа, / В крови растворена зависимость»[5]. Та самая зависимость, быть может, вытекающая из неверия в себя, которая у нашей «элиты» проявляется в Эдиповом комплексе по отношению к России. Украина – женщина. И кто может её упрекнуть за это? Или сей диагноз – уже приговор? Но почему тогда, начиная с Т. Г. Шевченко, её всё время пытаются выдать за страну-покрытку[6]

Развивая данную тему, О. Забужко пишет: «Краткий курс психоанализа, путь к душевному здоровью: найти причину  и проблема снимется сама собой. Почему до сих пор никому не пришло в голову, что тоже самое можно проделывать и с народами: пропсихоанализировал хорошенько всю национальную историю – и пройдет, как рукой снимет. Литература как форма национальной терапии. А что not a bad idea[7]. Жаль, что у нас, в общем-то, нет литературы»[8].

В этом любопытном философском пассаже в первую очередь стоит выделить мысль о применении психологического анализа к народам. Хотя особой новизной она и не отличается, имея глубокую научную традицию от М. Мюллера, В. Вундта[9] и Г. Ле Бона[10] до Э. Фромма[11] и Г. Гачева[12], где именно язык и литература являются инструментом выявления и лечения болезни. При этом является ли украинская литература формой национальной терапии – ещё вопрос. Ведь с её помощью можно диагностировать болезнь, так как литература больна теми же болезнями, что и нация, но можно ли с её помощью вылечиться, если болезнь от литературы неотделима? Ведь тогда будет уместно сравнение, когда пожар тушат, заливая бензином. 

Впрочем, после всего изложенного рискнём высказать ещё одно предположение: быть может, всё, что здесь представлено как диагноз, имеет отношение не ко всей Украине, а только к Галичине, которая вот уже 23 года распространяет свой недуг на Большую Украину под видом бандеризации[13]. Не исключено также, что то, что одни считают болезнью[14], для Украины – нормальное состояние. В самом деле, быть женщиной – разве болезнь? Или мозг болен оттого, что обладает двумя полушариями? Насколько больна культура способностью сочетать логику с метафорой, принимая мир в единстве его образно-символического и логического многообразия? И не больна ли Украина своей бинарностью лишь в нашем воображении[15]? Ведь бинарность малого в рамках большого уже воспринимается как цельность, питающая этим всех за счёт включения в бóльшую бинарность, имя которой Русь.   

Впрочем, отрицать болезнь мы не будем. Но что в ней идёт от замешанной на психике украинской ментальности, а что навязывается воспевающими любовь и купающимися в ненависти «профессиональными украинцами», которые проецируют свои комплексы и синдромы на всю страну, определить проблематично. 

В этом смысле довольно полезным могут оказаться соображения современных украинских мыслителей, которые попытались понять эдипов комплекс Украины через привычку украинцев к созерцанию. Так, по мнению украинского политолога А. Ваджры, «украинская культура, экономика, политика и всё что угодно украинское, это не процесс, не движение, не практическая деятельность, а размышление о важном. Это долгое размышление, плавно перетекающее в глубокий и спокойный сон»[16]. В свою очередь, эта мысль перекликается с утверждением Г. Вóдички, о том, что Украина – это «родина дремлющих ангелов», «капище невозмутимых мудрецов», у которых «главный религиозный ритуал — упорное ожидание бесплатного чуда»[17].

Быть может, поэтому «два десятилетия украинцы не строят Украину, а дружно думают о том, какой великой она была в прошлом, как они будут её строить в будущем, или как они могли бы её построить в настоящем, если бы им не мешали «жиды», «москали» и иные «чужынци». При этом мысли украинцев об Украине гораздо правильнее и важнее самой Украины. Реальная Украина чаще всего вообще не достойна истинно украинских мыслей о ней. Реальная Украина по своей природе в принципе неспособна соответствовать своему образу, который был воспет великими вождями украинства»[18].

Но являются ли данные качества проявлением болезни? Скорее всего, нет. Но почему тогда украинский народ выдвигает для управления государством таких убогих, ущербных обидчивых, истеричных и крайне закомплексованных элитариев? Ведь, если руководители Украины – элита, то она очень больна. Если она свободна, то – от ответственности перед своим народом. Основу её составляют «добытчики», «трофейщики», охотники за легкой наживой, главная цель которых – управлять и пользоваться Украиной, как военным трофеем, ни за что не отвечая. Они для страны изначально ЧУЖИЕ. Их взгляды отличает незнание особенностей и возможностей Украины, восприятие её как безнадежно отсталой, презрение к своему народу, неверие в его силы. А Запад лишь использует их жадность, недальновидность и слабость в своих интересах.

Литература

1. Бузина О. Универсал национального распада. URL: http://www.from-ua.com/politics/faadc4984967d.html

2. Бутаков Я. Раскол или новая идентичность? URL:  http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=547710.08.2007

3. Ваджра А. Иллюзия движения. URL: http://alternatio.org/articles/item/6426-

4. Вóдичка Г. Родина дремлющих ангелов. URL: http://vodichka.com.ua/library/54/

5. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. 160 с.

6. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр Академия, 1998. 432 с.

7. Забужко О. Полевые исследования украинского секса. М.: Независимая газета, 2001.

8. Ірина Фаріон: Є лише два шляхи побудови держави: або бандеризація, або бандитизація. URL: http://old.dailylviv.com/news/32750

9. Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во КСП+, 1998.  412 с.

10. Фромм Э. Искусство любить. Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Азбука, 2002. 224 с.

 



[1] Данное сравнение подсознательно подводит нас к другому символу Майдана, который вытекает из названия места, где Майдан Незалежности был размещён – Козьему болоту. А если учесть, что с 2004 года Майдан стал некой эманацией самой Украины, то и Козье болото, впрочем, как и махновское Гуляй поле, стало своеобразным «аватаром» Украины. Тем, что к себе Украину притягивает. 

[2] Забужко О. Полевые исследования украинского секса. М.: Независимая газета, 2001. С. 22.

[3] Там же.

[4] Учитывая, с каким завидным постоянством украинская «элита» торгует своей страной, её можно уподобить коллективному сутенёру.

[5] Забужко О. Полевые исследования украинского секса. М.: Независимая газета, 2001. С. 25.

[6] Покрытка – термин из малороссийского фольклора, означающий название опозоренной после соблазнения или изнасилования женщины.

[7] не плохая идея (англ.)

[8] Забужко О. Ук. соч. С. 147.

[9] См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. 160 с.

[10] См.: Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во КСП+, 1998.  412 с.

[11] См.: Фромм Э. Искусство любить. Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Азбука, 2002. 224 с.

[12] См.: Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр Академия, 1998. 432 с.

[13] См.: Ірина Фаріон: Є лише два шляхи побудови держави: або бандеризація, або бандитизація. URL: http://old.dailylviv.com/news/32750

[14] См.: Бутаков Я. Раскол или новая идентичность? URL:  http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=547710.08.2007

[15] См.: Бузина О. Универсал национального распада. URL: http://www.from-ua.com/politics/faadc4984967d.html

[16] Ваджра А. Иллюзия движения. URL: http://alternatio.org/articles/item/6426-

[17] Вóдичка Г. Родина дремлющих ангелов URL: http://vodichka.com.ua/library/54/

[18] Ваджра А. Ук. соч.

hr


Регистрация

Свежие заметки

  В СМИ обсуждают новую фишку в "прямой линии" президента РФ с губернаторами. Типа  Владимир Путин стал по-новому...

...

  В годы перестройки в советских СМИ очень хвалили шведский социализм - социализм с умом и. что самое главное, с...

...

  Как мне нравится американский подход в отношениях с РФ. Так, когда в ответ на их голословные обвинения российская сторона...

...