Идентичность Украины как украинская тайна тайн

 

В основе любой формы идентификации лежит традиционный вопрос, записанный на воротах Дельфийского храма: Γυνθι αυτόν[1]. Познай себя, свою природу. Кто ты среди других? И кем должен быть? С кем и чем соотносишь свои идеалы и ценности? Во что веришь? Чей культ пестуешь и на кого равняешься? Кого любишь, а кого ненавидишь? Ответы на эти вопросы определяют основу любой идентичности. И это относится не только к человеку, но и к любому социальному организму: обществу, государству, нации, цивилизации. Ведь нам следует вести себя сообразно своей природе. От того, насколько мы хорошо поймём свою идентичность, будет зависеть наше будущее. Вот почему можно утверждать, что тайна украинской идентичности – едва ли не самая большая украинская тайна. Тайна тайн Украины, которую украинцы должны знать, чтобы выжить, ибо вне позитивных смыслов выжить, сохранив человеческий облик, нельзя.

 

Более того, эту тайну крайне важно понять, потому что идентичность не так важна сама по себе как в контексте целеполагания. Цель нации, как и человека – максимальная самореализация во времени, одним из условий которого – быть собой. Быть собой не просто так, а осмысленно. Через понимание своего места в мировой культуре и истории. Без смысла не будет позитивного развития уже хотя бы потому, что именно смысл решает вопрос целеполагания, а целеполагание определяет стратегически оформленные мотивации. Идентичность опирается на историю, но формируется под цель и средства. Цель и средства определяются выбором социальных и геополитических приоритетов, а те в свою очередь зависят от цивилизационного выбора. С этой точки зрения идентичность «является неким социальным конструктом, который формируется под влиянием социокультурных процессов»[2], позволяя понять пространство своей исторической судьбы, освещая себя «предстоящим смыслом» (М. Хайдеггер), и отражает потребность общества в консенсусе основных базовых идентичностей, которые составляют общее мифологическое пространство нации. Иначе говоря, будущее страны зависит от выбора и качества идентичности, которая строится на общей истории, понимаемой как общая судьба во времени.

 

Применительно к Украине, в процессе формирования страны идентичность играет роль матрицы. Но поскольку  идентичность вырастает из соучастия в общем универсальном проекте и строится на общности судьбы, её трансформация неизбежна. При этом общность судьбы в нынешних условиях совершенно не обязательно должна подкрепляться общностью языка и культуры[3]. А вот проект реализации этой судьбы через позитивное созидание для успешного развития Украины обязателен. Ведь подобный проект – не данность, не естественное следствие сложившихся условий, а творческое задание, оформленное и принятое народом, как исторически осмысленная миссия. При этом тайной является не только идентичность Украины. Так, «если на Руси загадка состоит в том, куда несемся мы своей птицей-тройкой, то загадка Украины заключается в том, как это все до сих пор не развалилось и не провалилось в тартарары при таких-то симптомах и с таким везением»[4].

 

По мнению И. Г. Гердера «народы – суть мысли Бога». И хотя научной его мысль не назовёшь, в этом великом образе есть то трансцендентальное и одновременно мифологическое начало, в котором нуждается каждая нация, если она хочет остаться в истории и её совершать. Так в идентичности проступает предназначение страны, как своеобразная историческая миссия, дающая право на жизнь – жизнь во имя чего-то высшего[5]. Давая стране высокие позитивные смыслы, настоящая идентичность вместо «свободы от» в основу развития закладывает «свободу для и во имя». Она требует сказать самой себе «да» и снимает проблему навязываемой этносоциальной шизофрении, возвращая людям память[6].

 

Разумеется, эта идентичность не может быть простой и монолитной, так как при общности нации, каждый человек в общий смысл вносит что-то своё и живёт этим. Поэтому структура общенациональной идентичности в совокупности представляет собой целый веер идентичностей более локального порядка, каждая из которых «работает» на своём уровне и в своей сфере – в экономике, политике, социальных отношениях, культуре, религии, идеологии, быту, – и включает в себя глобальный, региональный, коллективный и индивидуальный уровни осмысления. Так, собственно, идентичность и становится той смысловой средой, в поле которой и будет определяться коллективный и индивидуальный выбор, за которым стоит выбор общей для страны судьбы[7]

 

В связи с этим уместен вопрос: с чем себя идентифицирует Украина? Что она есть? Почему так названа? Для чего рождена? Вопросы остаются пока без внятного и обоснованного ответа. А то, что провозглашается, пока явно не убеждает.

 

Вместе с тем идентичность скрывает ещё две тайны, о которых гражданам Украины лучше знать правду: тайну возникновения и перспектив украинского проекта с одной стороны, и тайну сущности и назначения украинской «элиты» – с другой[8]. Тайны, которые объясняют не только происхождение украинского проекта, но и его неизбежный крах.    

 

Литература

1. Пелагеша Н. Україна у смислових війнах постмодерну: трансформація української ідентичності в умовах глобалізації. К.: НІСД, 2008. С. 38.

2. Бузина О. «Державо-творна» труба. Государственность не может держаться только на мифе и «мове» [Электронный ресурс] / Олесь Бузина. – Режим доступа: http://www.segodnya.ua/blogs/olesbuzinablog/14042107.html

3. Носиков Р. Перемога и зрада [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Империя». – Режим доступа: http://imperiya.by/ir.html?id=17991

4. Шипталов Б. Н. Феномен государственного лидерства: экспансия в мировой истории. М.: Крафт+, 2008. 656 с.

5. Торбаков И. Историческая наука как инструмент формирования новых государств [Электронный ресурс] / И. Торбаков. – Режим доступа:  http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/torbakov-1.htm

6. Гарань О. Державна стратегія має сприяти формуванню української ідентичності і цілісності країни [Электронный ресурс] / О. Гарань. – Режим доступа:  http://dialogs.org.ua/club_ua_full.php?m_id=10749

7.  Ставицкий А. В. Украинская «элита»: идентичность и глобальный выбор. Севастополь: Рибэст, 2013. 208  с. (Серия «Мифы Украины»).

 

 

 



[1] «Познай самого себя»; на лат.: «Nosce te ipsum»

[2] Пелагеша Н. Україна у смислових війнах постмодерну: трансформація української ідентичності в умовах глобалізації. К.: НІСД, 2008. С. 38.

[3] См.: Бузина О. «Державо-творна» труба. Государственность не может держаться только на мифе и «мове» [Электронный ресурс] / Олесь Бузина. – Режим доступа: http://www.segodnya.ua/blogs/olesbuzinablog/14042107.html

[4] Носиков Р. Перемога и зрада [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Империя». – Режим доступа: http://imperiya.by/ir.html?id=17991

[5] См.: Шипталов Б. Н. Феномен государственного лидерства: экспансия в мировой истории. М.: Крафт+, 2008. 656 с.

[6] См.: Торбаков И. Историческая наука как инструмент формирования новых государств [Электронный ресурс] / И. Торбаков. – Режим доступа:  http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/torbakov-1.htm

[7] См.: Гарань О. Державна стратегія має сприяти формуванню української ідентичності і цілісності країни [Электронный ресурс] / О. Гарань. – Режим доступа:  http://dialogs.org.ua/club_ua_full.php?m_id=10749

[8] См.: Ставицкий А. В. Украинская «элита»: идентичность и глобальный выбор. Севастополь: Рибэст, 2013. 208  с. (Серия «Мифы Украины»).


hr


Регистрация

Свежие заметки

К огда-то давно прочитал книгу "Устами американцев", которая представляет собой сборник признаний солдат и офицеров армии...

...

  Оказывается, даже Ротшильд в шоке и растерянности от того, что сейчас происходит в мире, где финансовый сектор с его...

...

  Оказывается, даже Ротшильд в шоке и растерянности от того, что сейчас происходит в мире, где финансовый сектор с его...

...