Мои неизданные книги: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФА: тайны, открытия, заблуждения

 



Представляю всем, кого интересует миф, свою небольшую 140-страничную работу, которую я подготовил к изданию ещё весной. Я даже сдал её в издательство. Но, как обычно бывает, внезапно кончились средства. И поэтому издание данной книги до поры до времени отложено.
Однако я очень надеюсь на то, что она всё-таки будет издана, потому что в ней заложена по смыслу настоящая бомба. 

Замыслил я эту книгу давно. А толчок к ней дала знаменитая глава из "Структурной антропологии" Клода Леви-Строса, в которой он, рассматривая миф как "лингвистический объект", предлагает ему соответствующую структуру, за основу которой положена "фраза", "высказывание".

Кстати, рискну предположить, что 30-страничная "Структура мифов" К. Леви-Строса из его изданной ещё в 1958 году "Структурной антропологии" - едва ли не самый знаменитый фрагмент из написанного великим французским антропологом. Хотя после неё у Леви-Строса было ещё целая серия великих книг. 

А сколько я нашёл различных интерпретаций "Структуры мифов" у других философов, где авторы каждый по-своему пересказывали то, что Леви-Строс изложил. Наберётся с дюжину. Однако, чем больше я об этом читал, тем сильнее убеждался, что написанное К. Леви-Стросом следует отнести к великим заблуждениям гения. 

Что же предлагаю нового я и какие вопросы рассматриваю?
1) Предложил разобрать миф онтологически не как лингвистический объект, но как универсалию культуры.
2) Критически проанализировал аргументацию К. Леви-Строса. 
3) Предложил исходные варианты для структурирования мифа в зависимости от его исходных параметров, которые не ограничиваются лингвистическими свойствами и могут быть принципиально иными. Причём, структур получается так много, что теряешься. Я лично предлагаю несколько десятков. А значит, есть смысл не множить структуры, а определиться в их системообразующих основах.

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…………………………………………………….
К читателям………………………………………………………..

Глава 1. Структура мифа: онтологический аспект………………..
1.1. Структура мифа: постановка проблемы………………….
1.2. Структура мифа: взаимодействие системного и внесистемного
1.3. Структура мифа и проблема его определения…………….

Глава 2. Структура мифа по К. Леви-Стросу: опыт 
несостоятельного
…………………………………………….
2.1. Миф и структурная лингвистика: ограниченные возможности специализации……………………………………………………..
2.2. Миф как высказывание: критика лингвистических подходов к изучению мифа как универсалии культуры…………………… 
2.3. Структура мифа по К. Леви-Стросу как смысловой и методологический тупик………………………………………..

Глава 3. Исходные параметры структурирования мифа………….
3.1. А.Ф. Лосев о структуре мифа: информация к размышлению 
3.2. Методологическая ограниченность структурной лингвистики при выявлении структуры мифа…………………………………
3.3. Особенности мифа в контексте его структурирования
3.4. Миф как пространство в рамках соотношения частного и целого………………………………………………………………..

Глава 4. Основные варианты структурирования мифа…………..
4.1. Современный миф: базовые основы структуризации……
4.2. Основные параметры структуризации мифа…………….
4.3. Бинарная структура мифа и её составляющие…………….
4.4. Социальные параметры структурирования мифа………..

Глава 5. Функции мифа как основа его структурирования………
5.1. Функции мифа в рамках научных специализаций……….. 
5.2. Функции мифа по Д.П. Козолупенко: опыт критического анализа…………………………………………………………………. 
5.3. Структура функционирования мифа…………………….
Заключение……………………………………………………….

Приложения…………………………………………………
Приложение №1: К. Леви-Строс. Структура мифов………….
Приложение №2: Ставицкий А.В. О сакральном значении звука, буквы, числа (эссе)………………………………………………
Приложение №3: Рене Генон. Тайны буквы нун (Nûn)….. 
Приложение №4: М. Элиаде. Структура и функции мифов…..
Приложение №5. А. Ф. Лосев. Диалектика мифа…… 
Литература……………………………………………………

В качестве рисунка для обложки я выбрал свою работу под названием "Мелодия Безмолвия" (она представлена выше). Выбрал, отчасти руководствуясь мнением К. Леви-Строса, уподоблявшего миф музыке. Хотя, если это так, а сравнение вполне уместно, то сам К. Леви-Строс в "Структуре мифов" поступает по отношению к мифу как пушкинский Сальери к музыке. У Пушкина об этом устами Сальери излагается так: 

Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты. 

Книга предваряется двумя взятыми из текста эпиграфами:

"Миф является генератором структурности, создавая во-круг человека такую сферу, которая, сохраняя исходную цель-ность, придаёт его жизни осмысленность в каждом осознанном действии. При этом структуры встроены в мифологическое пространство, реализуясь в нём как некие сгустки смысла, и могут быть отделимы от него лишь как абстракция, в качестве своеобразного методологического допущения, в реальных условиях функционирования мифа невозможного. 
Так, интегрируясь между собой на всё возрастающих уровнях, мифы на вершине образуют то единое структурированное пространство, которое умещается в одном слове Миф". 

"Сложность поиска исходных основ для мифоструктуры заключается в том, что соотносимость одного мифа к дру-гому может быть подобна отношению «капля» - «океан» с тем отличием, что миф-капля может сам вобрать в себя океан или стать вселенной для чего-то другого. Причём исходной основой для создания структуры может быть не фраза как таковая, а фраза-код, код-слово или знак, сюжет, а также всё мифологическое пространство".

Однако самая главная тайна мифа, касающаяся его структурирования, заключается не в том, что я предложил и описал.
И выглядит до смешного простым. 
Миф как универсалия культуры в силу своей неограниченной ничем пластичности может иметь структуру, какую пожелает тот, кто его изучает.
А говоря ещё проще: у него исходной структуры нет.

Кто помнит главную мысль из "Панды-кунфу": "секретного ингредиента нет".
Вот такая великая тайна. 

Дабы не говорить об этом в лоб, я на задней части обложки поместил следующий отрывок из своей книги:
«Важность и значимость исследования структуры и функционирования мифа связана с тем, что через структуру мифа определяются его природа, смысл и назначение, а также характер функционирования, что в свою очередь, благодаря подключению соответствующих контекстов, позволяет лучше понять не только современный миф, но и его роль в жизни людей и общества в целом.
В основе сложившейся проблемы лежал парадокс мифологической структуры, который заключался в том, что с одной стороны как символически означенный образ реальности миф должен быть структурированным. Ведь даже самые элементарные явления знаковой системы обретают структуру, если их наделить смыслом, а миф – это смыслонесущая и в образно-символической форме отражённая реальность и мифотворчество есть процесс смыслообразования. Но с другой стороны – при такой универсальной пластичности и многообразии проявления некая единственная и законченная структура, возможно, мифу и не нужна. Последнее обстоятельство требовало основательной проверки, результатом которой и стало данное исследование, поставившее прежние установки под сомнение». 

hr


Регистрация

Свежие заметки

  Вот же есть люди: рубят правду-матку.  Ну, в общем рубят. Как следствие у них премьер и не пример оказался, а аналог...

...

  Великие о великом      А вот что писал Бердяев о Ленине: «…Ленин сделан из одного куска, он монолитен....

...

В сети появилось новое открытое письмо к министру образования РФ. Его автор - преподаватель, кандидат исторических наук...

...